[hideprofile]
НАВЬ
мир мёртвых, смертная тень, последний порог
[indent]В отличие от тёплой Яви и переменчивых Сумерек, Навь - безрадостное, лишённое цвета место, похожее на высушенный слепок человеческой реальности; безвременная и бесплодная обитель сил потерь, проход в которую закрыт для большинства созданий мира. Лишь уничтоженное и утратившее жизнь полноценно находит путь сюда. Места смертей и поля сражений, следы смертоносных проклятий и эхо разрушений врезаны в его материю, точно шрамы в омертвелой, сухой и холодной плоти. Наглядная и нетленная жестокость истории открывается куда ни глянь, во всех неприглядных направлениях, а местные обитатели, зачастую нематериальные и невидимые в мире Яви, вполне осязаемы и видимы, как бы ни были неприглядны.
[indent]Подобно Сумеркам, география Нави лишь в самых общих чертах соответствует таковой в Яви - и даже обладает сходным притяжением - но значительно "материальнее", везде и всюду тяготеет к распаду, ржави и увяданию. Хрустит под ногами мёртвым гравием, высушенной травой и истлевшими костями неизвестных созданий, а места старых возгораний и пожарищ по-прежнему полыхают сизым огнём - только, в отличие от огня обычного, это пламя тянет в себя всякое тепло, которому не повезёт оказаться поблизости, и может опалить морозом до глубины души. Мир лишён воды - остаются только пересохшие каналы, либо маленькие озерца, полные льда, желчи или старой крови - и почти лишён собственного цвета, за исключением редких вкраплений. Обычно цвет сохраняют только молодые призраки, попадающие в Навь, недавно уничтоженные объекты или приносят с собой редкие гости, сумевшие отыскать путь в смерть. Вечное ночное небо Нави не имеет луны - оно сияет колким светом беспрестанно движущихся и сталкивающихся звёзд, а воздух наполнен едва слышным, рассеянным низким гулом далёкой Реки.
[indent]Навь расскажет обо всём том, что случилась прежде в мире живых без прикрас и утайки; откроет забытое и утраченное: позволит прочитать следы несчастий, найти в прах истлевшие вещи или в пепел сожжённые рукописи; отыскать утерянные бесследно письма, чертежи и карты, и даже газетные вырезки - более того, в этом мире взгляду открывается возможность прочитать то, о чём на самом деле думал автор, или что подразумевалось в заметках некогда писавшей их рукой. Именно в её пределах оказывается всё утерянное и невосстановимо уничтоженное, от чего в мире Яви остаётся лишь прах - и именно за ними, за утраченным, могут рискнуть спуститься редкие путники. Проводя обряды над прахом и осколками, колдуны могут убедить смерть возвратить нечто в первозданном его состоянии - взамен же, Навь всегда требует уничтожения чего-либо равноценного, или соответственной жертвы крови. Восстановление обычной материи потребует жертвования крупного скота, но возвращение сожжённого гримуара из праха затребует как минимум человеческой, свежей и живой.
[indent]Попасть в Навь многократно тяжелее, чем в Сумерки - сон, хоть и брат смерти, но чтобы попасть туда полноценно, а не просто заглянуть, как это иногда делают экстрасенсы, необходима либо сильная магии, либо помощь проводника, такого как сильный призрак или некоторые духи. Из живых, проще всего преодолеть данную грань экстрасенсам, развившим полноценный талант к медиумизму, но даже тогда пребывание в Нави тяжело сказывается для редких её гостей - что для покинувшей физическое тело сущности, что для редчайших созданий, которым удаётся совершить этот переход физически. Подобное становится возможным лишь в особых местах, где границы жизни и смерти истончаются - и отнюдь не гарантирует возможность обратного перехода. В Навь совершенно неспособны попасть лишь пораженные проклятием Кощеевой Смерти; их тела слишком оторваны от смерти, а их погибель находится в пределах Нави и именно там её нужно сыскать, прежде чем призвать в мир Яви.
[indent]Чем дольше пребывает живая душа в краю смертной тени, тем ближе к смерти становится его покинутое тело - сердечный ритм постепенно слабеет, кровообращение постепенно нарушается и падает сахар. Все прочие создания, за исключением духов, также испытают подобную нагрузки - голод вцепится в вампиров лютой хваткой, мавки первее всех услышат томительный зов Реки; оборотней и богатырей, алконостов и леших будет мучить иссушающая слабость. Лишь помощь проводника или сильная магическая поддержка может помочь сдержать сосущую хватку Нави, жадно пьющую жизненные силы. И чем ближе подступает гость из мира живых в сторону ревущей Реки - чем ближе захочет сознательно подобраться, ведь строгой географии в Нави нет, однако руины становятся всё старше по мере её приближения, пока не станет виднеться сияющий берег и полыхающая гладь Смородины - тем тяжелее ему дышать, тем сложнее вернуться.
[indent]Проводником, способным отправить саму свою духовную сущность в смерть, могут также быть сирины или бесы, которым интуитивно проще ориентироваться в Нави. Проще всего сделать это сиринам: будучи проводниками душ, они способны проще вступить во мрачные объятия Нави, направляя себя и других песней. Бесы аналогично способны покинуть занимаемое ими тело, оказавшись в Нави в своём подлинном обличье - но Навь пролегает слишком близко к их родному миру, и эта близость точно грозится затянуть их назад, чего большинство всеми силами избегает.
отражения смерти и жизни
В Нави всё предстаёт как есть, а маскировка своей природы невозможна - даже ложь затруднительна в обнажающей тени смерти, застревая в глотке сухим комом. Точно так и смертные, одарённые, иные и духи являют в ней природу своей сущности.
- люди и одарённые сияют красками жизни, невероятно яркими в почти беспросветно-бесцветной серости мира Нави. Кожа налита румянцем, глаза блестят, пролитая кровь кажется рубиново-алой - но краски эти блекнут, чем ближе они подступаются к границе невозврата. При наступлении полной смерти, краски жизни последними покидают глаза;
- вампиры совершенно нечеловечески бледнеют и высыхают, соответственно годам своей нежизни - старые вампиры больше подобны высохшим мертвецам с виду а глаза их затягивает кровавой плёнкой. Подобная перемена настигает и мавок - кожа их становится полупрозрачной и являет и кости, и небьющееся в груди сердце. Навь всегда отмечает следы нежити лёгкой, светящейся и скоротечной дымкой - так называемой "мёртвой тропой";
- оборотни подобны цветам и образом обычным людям, но глаза их всегда звериные, следы и тень обладает чертами их родного звериного облика, а в голосах звучат обертоны рыка, лая и воя. Тела богатырей кажутся будто вырезанными из камня или кости и цветом, и текстурой - черты их одновременно кажутся нечеловечески тяжеловесными и острыми - а земля Нави ощутимо содрогается под их шагами;
- отличительные черты леших становятся крайне заметными - они кажутся точно порастающими корой, в волосах виднеется зелень, обостряются уши и видятся животными глаза. Подобное настигает также гамаюнов и бесов - первые предстают во всём величии оперённых форм, в то время как вторые являют рога, копыта, чешуи и мириады прочих присущих, но гипертрофированных черт.
[indent]Однако же Навь - это мир не только утраченной и трагической истории, но и пристанище неупокоенных. Точно как редкие призраки зверей рыщут среди исполинских колючих корней и иссушенных лесов, некогда сгоревших или вырубленных в мире живых, так и призраки человеческих душ скользят в Нави. От большинства остаются лишь едва-едва заметные блеклые тени, что повторяют сценки из жизни снова и снова, почти никогда не обретая проблесков прежней разумности. Но есть и более разумные, осознающие себя - изгнанные из мира Яви с концами, либо призраки не готовые к дальнейшему пути и раз за разом откладывающие путешествие к Реке. Таких одинаково пугает и безвестность, и риск встречи с пугающими созданиями, которые продираются из темнейших глубин Нави - оттуда, куда нет хода ни одному существу, голос которых точно зовёт бесов в свои зияющие провалы.
[indent]Точно также, как вступить в эти глубины не может ни одно живое или мёртвое создание, пересечь и реку Смородину не способна ни одна живая душа, ни один дух- сколько ни лети над ней, от устланных костной пылью берегов даже сирину не отлететь и на метр. Подступиться к её чёрным, как смоль, водам, что полыхают огнём для глаз живых сулит верную погибель или полное забвение в её глубинах. Лишь мёртвые, подлинно готовые шагнуть за пределы смерти, способны испить её вод и пройти дальше - лишь для них воздвигается узкий каменный мост, лишь для них становится тихой и холодной вода Смородины. О том же, что царит за Рекой, не способен поведать ни один усопший: пусть они и могут быть призваны после упокоения, пересечения Реки, но древний как сами миры закон сковывает их память, не позволяя открыть последние тайны.